Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
        
Всероссийское общество глухих тел. 227-55-44  skype: kraivog          
 
Четверг
25.04.2024
10:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 278
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »



Меню сайта

Категории раздела
Разное [16]

Мини-чат

Наш опрос
В каком возрасте отдавать ребёнка в сад,не травмируя его психику?
Всего ответов: 222

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Разное » Разное

Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса.
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее
доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей имеющих речевые нарушения особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Поэтому в систему коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Такие занятия могут иметь форму спектакля. Можно использовать  следующие виды театральной деятельности:
•    музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
•    художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
•     театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность развивать речевую активность.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:
•    развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
•    развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
•     развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Нарушения речи преодолеваются и некоторыми другими нетрадиционными видами деятельности, например, с помощью музыки и движения. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения, которые оказывают коррекционное воздействие на детей с проблемами в речевом развитии, развивая все компоненты речи, слуховые функции, речевые функциональные системы, двигательные сферы, ручную и артикуляционную моторику, память, внимание, общую моторику.
Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
    К числу важнейших задач работы с детьми относится формирование у них связной монологической речи. Ведь умение самостоятельно излагать свои суждения требует достаточного уровня развития связной монологической речи.
     Одним из методов является использование сказки. Сказка это наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Именно использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, так как дети с речевыми нарушениями часто не стабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро отвлекаются утомляются  и перестают воспринимать предлагаемый материал. Важно отметить, что сказка  максимально ориентирована на потребность ребенка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно и участники и зрители.  Еще одним эффективным средством, доступным для понимания ребенка, является кукольно – театральная деятельность. Кукольный театр – искусство синтетическое, воздействующее на детей целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ куклы, художественно – декоративное оформление, музыка, песня, танец.
Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь во всестороннем развитии личности ребенка, в развитии индивидуальных способностей, творческой фантазии. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.  
В целом, целенаправленное использование средств театрального искусства способствует более быстрому искоренению речевых дефектов, повышает уровень развития связной речи у детей  и развивает их индивидуальные творческие способности.
Учитель-логопед МБДОУ № 278 Самойлова О.Г.

Категория: Разное | Добавил: 278 (14.02.2012)
Просмотров: 1598 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]