Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса.
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей имеющих речевые нарушения особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Поэтому в систему коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Такие занятия могут иметь форму спектакля. Можно использовать следующие виды театральной деятельности: • музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; • художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); • театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность развивать речевую активность. Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности: • развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; • развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Нарушения речи преодолеваются и некоторыми другими нетрадиционными видами деятельности, например, с помощью музыки и движения. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения, которые оказывают коррекционное воздействие на детей с проблемами в речевом развитии, развивая все компоненты речи, слуховые функции, речевые функциональные системы, двигательные сферы, ручную и артикуляционную моторику, память, внимание, общую моторику. Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. К числу важнейших задач работы с детьми относится формирование у них связной монологической речи. Ведь умение самостоятельно излагать свои суждения требует достаточного уровня развития связной монологической речи. Одним из методов является использование сказки. Сказка это наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Именно использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, так как дети с речевыми нарушениями часто не стабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро отвлекаются утомляются и перестают воспринимать предлагаемый материал. Важно отметить, что сказка максимально ориентирована на потребность ребенка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно и участники и зрители. Еще одним эффективным средством, доступным для понимания ребенка, является кукольно – театральная деятельность. Кукольный театр – искусство синтетическое, воздействующее на детей целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ куклы, художественно – декоративное оформление, музыка, песня, танец. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь во всестороннем развитии личности ребенка, в развитии индивидуальных способностей, творческой фантазии. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное. В целом, целенаправленное использование средств театрального искусства способствует более быстрому искоренению речевых дефектов, повышает уровень развития связной речи у детей и развивает их индивидуальные творческие способности.