Дошкольный возраст является
важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это
время формируются экологические представления, являющиеся основой
систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Цель образования
и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их
экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней
и способах ее сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и
проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды;
навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению
норм поведения в природе.
Работу по
формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во
время прогулок на участке, а также экскурсий в парк (лес). Ее содержание
зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, знаний и
возможностей воспитателей, местных экологических условий. Формы работы по
экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры,
экскурсии и т.д.
Одна из наиболее
распространенных форм работы – беседа, которая предваряет или завершает
другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников
формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе,
сохранения ее красоты и богатства, воспитывается любовь к ней.
Методика проведения
экологических бесед предполагает необходимость подготовительного этапа. Эта
подготовка начинается с выбора тем. Наблюдая за детьми в различных ситуациях,
отмечая их поведение в природе, анализируя высказывания, продукты их творчества,
выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень
экологической воспитанности каждого ребенка и группы в целом. Это дает основание
для выбора наиболее важных тем плановых бесед. Выбрав их, воспитатель формирует
цель, определяет содержание, тщательно продумывает вопросы.
Воспитатель готовит
к предстоящей беседе детей, предлагая им сделать рисунки, поделки из природного
материала соответствующей тематики. ( Можно оформить выставку, лучшие поделки и
рисунки используются во время беседы.)
Беседа должна
проводиться после конкретного доброго дела детей (напр: совместной работы по
подкормке птиц, расчистки участка от сорняков, снега, ухода за растениями):
полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.
Активная
направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся у
детей знания и опыт, оп вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к
пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализу явлений и
взаимосвязей в природе. Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным
эмоциональным зарядом. Экологические беседы часто вскрывают противоречия между
знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит
вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и
выводам.
Вопросы воспитателя
являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями.
Вопросы способствуют установлению фактов того или иного отношения человека к
природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между
явлениями и процессами в природе, стимулируют проявление нравственных или
эстетических чувств.
В зависимости от
типа вопросов экологические беседы могут быть:
- сообщающие
(новые сведения о природе и ее охране даются с помощью вопросов, обращенных к
имеющимся у детей знаниям и опыту).
- эвристические
(вопросы побуждают детей сравнивать и сопоставлять определенные факты и путем
логических рассуждений приходить к новым понятиям и выводам).
- воспроизводящие
(помогают детям восстановить полученные ранее экологические знания).
Беседа не должна
утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их
душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства
воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую
деятельность детей. Отдельные элементы игр, загадки, исполнение песен, рисование
и т.д. значительно снижают утомление и стимулируют познавательную деятельность
дошкольников. В качестве средств активизации познавательной деятельности
желательно использовать произведения искусства: репродукции с полотен
художников-пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, стихи, рассказы.
В экологические
беседы с дошкольниками уместно включать фрагменты из книг Б.Рябинина, Н.Носова,
К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова.
Речь ребенка развивается в процессе ознакомления с окружающим. У маленьких детей
рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, который воспитатель должен
стараться удовлетворить. В программу ознакомления с окружающим входит
формирование у детей элементарных представлений о всенародных
общественно-политических праздниках, о Вооруженных силах. У дошкольников
формируется представление о том, что Армия охраняет нашу Родину. В
разделе ознакомления с окружающим детей знакомят:
1) с трудом взрослых. С этой целью проводятся различные экскурсии, с
учетом возрастных особенностей детей (в магазин, почту, библиотеку, школу и
т.д.). Педагог обращает внимание на понятные детям трудовые действия. Полученные
детьми сведения уточняются в процессе специальных бесед.
2) с явлениями общественной жизни. У детей продолжают воспитывать любовь к родному
городу, к Родине. Дети узнают, что наша страна многонациональная, что на ее
территории проживают русские, белорусы, украинцы, грузины и т.д. Детей знакомят
с флагом и гербом. Старшим дошкольникам рассказывают о Москве – главном городе.
Темы, содержанием которых является общественная жизнь наших людей, тесно связаны
друг с другом. Например, формирование у детей представлений о родном городе,
крае включает сообщение знаний о том, где люди трудятся, что производят.
Дошкольникам рассказывают об их земляках – героях труда, героях Великой
Отечественной войны.
3) с предметным окружением. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения.
Задача обучения заключается в том, чтобы способствовать накоплению и
совершенствованию знаний ребенка о предметах (назначение, цвет, форма, величина,
материал и др.). В старших группах воспитатель уточняет и углубляет знания
ребенка о предметах ближайшего окружения. Детей учат сравнивать предметы и
группировать, и классифицировать по тем или иным признакам, по функциональному
назначению. Детей учат ориентироваться во времени и в пространстве.
4) с
природой. Одно из
основных требований программы – воспитание у детей любви к природе родного края,
формирование умения правильно вести себя в природе: не загрязнять ее, бережно
относиться. Дошкольников учат не только наблюдать явления природы, но и
анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях,
формируется представления о сезонных явлениях в неживой и живой природе.
|