Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
        
Всероссийское общество глухих тел. 227-55-44  skype: kraivog          
 
Суббота
19.09.2020
22:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 278
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »



Меню сайта

Категории раздела
Советы педагогам [19]

Мини-чат

Наш опрос
В каком возрасте отдавать ребёнка в сад,не травмируя его психику?
Всего ответов: 158

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы педагогам » Советы педагогам

Экологические знания дошкольникам

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

         Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.

         Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсий  в парк (лес). Ее содержание зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, знаний и возможностей воспитателей, местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии и т.д.

         Одна из наиболее распространенных форм работы – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения ее красоты и богатства, воспитывается любовь к ней.

         Методика проведения экологических бесед предполагает необходимость подготовительного этапа. Эта подготовка начинается с выбора тем. Наблюдая за детьми в различных ситуациях, отмечая их поведение в природе, анализируя высказывания, продукты их творчества, выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень экологической воспитанности каждого ребенка и группы в целом. Это дает основание для выбора наиболее важных тем плановых бесед. Выбрав их, воспитатель формирует цель, определяет содержание, тщательно продумывает вопросы.

         Воспитатель готовит к предстоящей беседе детей, предлагая им сделать рисунки, поделки из природного материала соответствующей тематики. ( Можно оформить выставку, лучшие поделки и рисунки используются во время беседы.)

         Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей (напр: совместной работы по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков, снега, ухода за растениями): полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

         Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт, оп вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализу явлений и взаимосвязей в природе. Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным эмоциональным зарядом. Экологические беседы часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам.

         Вопросы воспитателя являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями. Вопросы способствуют установлению фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе, стимулируют проявление нравственных или эстетических чувств.

         В зависимости от типа вопросов экологические беседы могут быть:

- сообщающие (новые сведения о природе и ее охране даются с помощью вопросов, обращенных к имеющимся у детей знаниям и опыту).

- эвристические (вопросы побуждают детей сравнивать и сопоставлять определенные факты и путем логических рассуждений приходить к новым понятиям и выводам).

- воспроизводящие (помогают детям восстановить полученные ранее экологические знания).

         Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей. Отдельные элементы игр, загадки, исполнение песен, рисование и т.д. значительно снижают утомление и стимулируют познавательную деятельность дошкольников. В качестве средств активизации познавательной деятельности желательно использовать произведения искусства: репродукции с полотен художников-пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, стихи, рассказы.

         В экологические беседы с дошкольниками уместно включать фрагменты из книг Б.Рябинина, Н.Носова, К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова.

        

Речь ребенка развивается в процессе ознакомления с окружающим. У маленьких детей рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, который воспитатель должен стараться удовлетворить. В программу ознакомления с окружающим входит формирование у детей элементарных представлений о всенародных общественно-политических праздниках, о Вооруженных силах. У дошкольников формируется представление о том, что Армия охраняет нашу Родину.  В разделе ознакомления с окружающим детей знакомят:

1) с трудом взрослых. С этой целью проводятся различные экскурсии, с учетом возрастных особенностей детей (в магазин, почту, библиотеку, школу и т.д.). Педагог обращает внимание на понятные детям трудовые действия. Полученные детьми сведения уточняются в процессе специальных бесед.

2) с явлениями общественной жизни. У детей продолжают воспитывать любовь к родному городу, к Родине. Дети узнают, что наша страна многонациональная, что на ее территории проживают русские, белорусы, украинцы, грузины и т.д. Детей знакомят с флагом и гербом. Старшим дошкольникам рассказывают о Москве – главном городе. Темы, содержанием которых является общественная жизнь наших людей, тесно связаны друг с другом. Например, формирование у детей представлений о родном городе, крае включает сообщение знаний о том, где люди трудятся, что производят. Дошкольникам рассказывают об их земляках – героях труда, героях Великой Отечественной войны.

3) с предметным окружением. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения. Задача обучения заключается в том, чтобы способствовать накоплению и совершенствованию знаний ребенка о предметах (назначение, цвет, форма, величина, материал и др.). В старших группах воспитатель уточняет и углубляет знания ребенка о предметах ближайшего окружения. Детей учат сравнивать предметы и группировать, и классифицировать по тем или иным признакам, по функциональному назначению. Детей учат ориентироваться во времени и в пространстве.

4) с природой. Одно из основных требований программы – воспитание у детей любви к природе родного края, формирование умения правильно вести себя в природе: не загрязнять ее, бережно относиться. Дошкольников учат не только наблюдать явления природы, но и анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, формируется представления о сезонных явлениях в неживой и живой природе.

 

 
Категория: Советы педагогам | Добавил: 278 (21.11.2011)
Просмотров: 2487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]