Концепция дошкольного образования положила
начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья
и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В
Законе РФ «Об образовании» ст. 44 п. 1 определяется, что родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в
детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета
семейного воспитания требует иных взаимоотношений образовательного
учреждения и семьи, основанных на сотрудничестве и взаимодействии.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства
развития ребенка. Непонимание между
семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что
многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что
детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители
на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в
общении с родителями по этой причине. Сегодня все специалисты признают
важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в
реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей иногда существует
определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений
могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени,
ощущение несостоятельности, чувство обиды — все это может привести к
формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают
налаживанию взаимоотношений детский сад – семья. Поэтому воспитатели
должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Формы работы детского сада с семьёй разнообразны и всем педагогам
хорошо известны. Среди них существует наиболее традиционная и
необходимая - это родительские собрания, которые являются действенной
формой общения воспитателей с родителями. Однако родители – люди
занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание
или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом случае
педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой
педагогической информацией, а затем как эффективнее построить
родительское собрание. Именно на
собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с
задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в
условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная
нагрузка ложится на доклад. От воспитателя требуется творческий подход к
материалу: поиск новых примеров; использование своих методов
активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к
изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным
опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При
этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Для того, чтобы родители пришли на собрание, важно правильно подойти к его подготовке. Подготовка родительского собрания: 1.
До собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты
заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения. 2.
Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание
желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций,
конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении
приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. (Тема, план собрания, продолжительность) 3.
В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с
советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан
крупным шрифтом. 4. Можно использовать
такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как:
подготовка конкурсов, выставок. При этом в конкурсах участвуют и дети, и
их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания.
На самом собрании родители могут выбрать лучшую работу, и победителю
вручается приз, при этом нужно отметить и всех остальных участников
конкурса или выставки. Общепринято, что
родительское собрание обычно состоит из нескольких частей:
организационный момент, основная часть – выступление педагога или других
специалистов по теме собрания и «разное». Чтобы собрание не было
скучным и не интересным для родителей, основную часть рекомендуется
разбить на две: теоретическую и практическую. Так,
например, во 2 младшей группе после выступления педагога, с родителями
можно провести мастер - класс «Делаем вместе с детьми». На собрание в средней возрастной группе по воспитанию нравственно-патриотических
чувств можно привлечь детей, и во второй его части провести комплексное
занятие для детей и взрослых. Родители так же должны отвечать на
вопросы воспитателя, а потом все вместе рисовать природу нашего края и, в
итоге, оформить совместную выставку. В старшей группе собрание можно провести с показом слайдовой презентации и видео - викториной для детей и родителей. В подготовительной группе можно использовать на собрании семейные мини-презентации, выставки, викторины. Собрания
проходят не один раз в год, и всегда можно использовались разные формы
работы, такие, как круглый стол, психологический тренинг, презентация
семьи, деловая игра, совместная деятельность по благоустройству группы и
детского сада, семейное кафе и другие.
Я рассказала о тех формах, которые можно использовать в процессе
организации родительских собраний, и они действительно эффективны, так
как родителям интересно самим принимать участие в действии, чему-то
учиться не на словах, а на деле, видеть результат своей деятельности. В
заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И
хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты
достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при
активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать
доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости
согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского
участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. Поэтому со стороны педагогического коллектива особое
внимание должно уделяться внедрению новых форм сотрудничества,
направленных на организацию работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, который несомненно приведет к формированию активной позиции родителей в воспитании детей. |