Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
        
Всероссийское общество глухих тел. 227-55-44  skype: kraivog          
 
Пятница
29.03.2024
07:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 278
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »



Меню сайта

Категории раздела
Советы педагогам [25]

Мини-чат

Наш опрос
В каком возрасте отдавать ребёнка в сад,не травмируя его психику?
Всего ответов: 222

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы педагогам » Советы педагогам

Семинар-практикум для воспитателей « Профилактика утомления у воспитателя детского сада»

 

Семинар-практикум для воспитателей

« Профилактика утомления у воспитателя детского сада»

 

Ход практикума

          Уважаемые коллеги! Сегодня нас ждет очень интересное мероприятие, в ходе которого мы узнаем много нового о том, как же нам преодолеть утомление и стресс, отрицательные эмоции, которые неизбежно возникают в нашей работе.

          Сейчас  мы с вами проведем тест «Профессиональное выгорание».

     Вам предлагаются 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой.  Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или переживания. Позиция «0» - никогда: позиция  «б» - ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов максимальная

Эмоциональное истощение

1 2 3 6* 8 13 14 16 20

54

Деперсонализация

5 10 11 15 22

30

Редукция персональных достижений

4 7 9 12 17 18 19 21

 

 

Примечание: * отмечен обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.

Оценка уровней выгорания

 

Субшкала

Низкий уровень L

Средний уровень M

Высокий уровень H

Эмоциональное истощение

0-15

16-24

25 и более

Среднее значение

 

  1. 73

 

Деперсонализация

0-5

6-10

11 и более

Среднее значение

 

  1. 78

 

Редукция персональных достижений

37 и больше

36-31

30 и меньше

Среднее значение

 

  1. 93

 

 

Лист для ответов

ФИО ___________________________ Должность __________________________________

Возраст _________________________ Педагогический стаж _________________________

 

Номер утверждения

Никогда

Очень редко

 

 

Редко

Иногда

Часто Очень часто Всегда

1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным

 

 

 

 

 

 

 

2.К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон

 

 

 

 

 

 

 

3.Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу

 

 

 

 

 

 

 

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела.

 

 

 

 

 

 

 

5.Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций

 

 

 

 

 

 

 

6.Я чувствую себя энергичным и воодушевленным

 

 

 

 

 

 

 

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

8. Я чувствую угнетенность и апатию

 

 

 

 

 

 

 

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности своих воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

10. В последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю

 

 

 

 

 

 

 

11. Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют

 

 

 

 

 

 

 

12. У меня много планов, и я верю в их осуществление

 

 

 

 

 

 

 

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований

 

 

 

 

 

 

 

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что меня радовало раньше

 

 

 

 

 

 

 

15. Бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами

 

 

 

 

 

 

 

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

 

 

 

 

 

 

 

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении

 

 

 

 

 

 

 

18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера

 

 

 

 

 

 

 

19. Я многое успеваю сделать

 

 

 

 

 

 

 

20. Я чувствую себя на пределе возможностей

 

 

 

 

 

 

 

21.Я много смогу еще достичь в своей жизни

 

 

 

 

 

 

 

22.Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

0 – никогда

1 – очень редко

2 - редко

3 – иногда

4 – часто

5 – очень часто

6 – всегда

 

Сегодня мы постараемся научиться применять определенные методы, способы избежания стрессовых ситуаций и переутомления.

Одной из задач профилактической медицины является обработка такого комплекса мероприятий, который обусловил бы возможность более позднего появления утомления и обеспечил бы длительную работоспособность специалистов дошкольного учреждения. Чтобы предупредить отрицательные психологические и физиологические изменения в организме человека, надо знать причины усталости и нейтрализовать их отрицательное влияние.

Длительное напряжение может вызвать утомление, то есть такое физиологическое состояние, которое наступает вследствие напряженной и длительной деятельности организма и проявляется во временном снижении его работоспособности.

Уставший человек порой допускает неточности в восприятии информации и проявляет нервозность в работе. Утомление, являясь физиологической реакцией организма на работу, ведет к неэкономному расходованию энергии и уменьшению резервных сил.

В основе этого состояния лежит истощение нервных структур. Утомление является важным для организма фактором, так как препятствует крайнему его истощению, переходу в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху.

Наряду с этим оно играет существенную роль в жизнедеятельности человека, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию.

Хроническое утомление может вызвать возникновение различных заболеваний, в первую очередь неврозов, основными признаками которых являются: ощущение усталость перед началом работы, повышенная раздражительность, исчезновение интереса к работе и окружающим событиям, снижение аппетита и падение массы тела, нарушение сна и понижение общей неспецифической реактивности организма.

Так что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы?

Обычная логика рассуждений здесь такова: поскольку полностью избежать нервных нагрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессов, то снимать напряжение лучше всего медикаментами. Современной медицине известны многочисленные лекарственные средства: седуксен, элениум, тазепам, рудотель. Надо сказать, что транквилизаторы стали у нас привычными и даже популярными средствами «успокоиться». Результат печален: транквилизаторы несут опасность в организм, их прямой эффект сопряжен с немалым вредом.

Гораздо проще использовать простые заповеди здорового образа жизни, которые помогут вам снимать психоэмоциональное напряжение, не прибегая к лекарствам.

      Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека является физическая культура. Для работников ДОУ рекомендованы ряд комплексов упражнений, которые способствуют предупреждению застойных явлений крови в нижних конечностях и туловище, усилению притока кислорода к головному мозгу: 

«Пятиминутка бодрости»

        (И. п. – сидя на стуле)

1.Руки за голову. Сильно прогнувшись назад, покачаться, опираясь ногами об  пол 3—4 раза

2.Сидя на краю стула, руки на поясе, ноги широко расставлены, опираются на всю ступню. Повороты туловища вправо и влево, не отрывая ног от пола, по 2—3 раза.

3.Сидя на краю стула, ноги на шири не плеч. Разводя руки в стороны ладонями вверх, сильно прогнуться. Опустить руки и голову вниз, рас слабиться, 3—4 раза.

4.Из упора на сиденье поднять ноги в «угол», 3—8 раз. Или, держа ноги на весу, отжаться на руках, 3—6 раз.

5.Круговые движения головой вправо и влево, по 3—4 раза

6.Сидя на краю стула, ноги широко расставлены. Руки развести в стороны, прогнуться. Сгибая руки за голову, выполнить наклоны поочередно вправо и влево, по 2—3 раза.

7.Сидя на стуле, поочередно массажировать ноги (поглаживающие, затем сдавливающие и потряхивающие движения рук направлять только вверх по голени).

     Игровое упражнение «Пресс» выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение лучше всего выполнять сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная стихия может все смести на своем пути, не позволит контролировать себя. В результате происходит то, что мы так часто видим: сбрасывается отрицательного заряженная энергия на воспитанника или коллегу. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

     Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутри пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз отрицательные эмоции и энергию, которые он несет с собой.

     Сейчас вашему вниманию будут представлены рецепты успокоительного чая.

Сбор Шасси

Валериана (корень) – 50 г

Пустырник (трава) – 50 г

Укроп (семя) – 50 г

Тмин (семя) – 50 г

     Две столовые ложки смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 20-3- минут. Пить по 0.5 стакана 2-3 раза в день (рецепту более 300 лет)

«Чайный бальзам»

Чай – 250 г

Мята (трава) - 2 ст.л.

Валериана (корень) – 1 ст.л.

Пустырник (трава) – 2 ст.л.

Душица (трава) – 2 ст.л.

Алтей (корень) – 2 ст.л.

Хмель (шишки) – 2 ст.л.

Ромашка( цветок) – 2 ст.л.

     1-1.5 ч.л. смеси заварить в 1 стакане кипятка. Настоять 10-15 мин. Пить по 1 стакану 2-3 в день.

     Довольно эффективным средством повышения работоспособности является купание, плавание в бассейне. После приёма гидропроцедур необходимо тщательно досуха вытереть всё тело и растереть его полотенцем или простынёй до небольшого покраснения.

        Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. При утомлении с признаками повышенной возбудимости показаны мероприятия и средства, входящие в группу успокаивающих, при явлениях депрессии — мероприятия из группы тонизирующих.

         Ко многим фармакологическим средствам, применяемым с лечебно-профилактической целью для уменьшения утомления и восстановления трудоспособности, следует подходить осторожно, чтобы не нанести себе вред.

        Гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут  снимать психоэмоциональное напряжение, не прибегая к лекарствам. Нужно научиться «сбрасывать напряжение» — мгновенно расслабляться при достижении высокого уровня нервной нагрузки. Для этого понадобятся навыки аутотренинга и самовнушения, с которыми можно познакомиться в многочисленных пособиях. С помощью этого метода вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях.

        Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Исследования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон, в том числе и сон кратковременный (от 5 до 30 мин). В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2—5 мин).

        Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог, К. С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например,

попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

        В настоящее время для профилактики утомления всё чаще применяется функциональная музыка. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряжённости, переключает внимание. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья, моря, дождя, водопада.

        Подводя итог краткому обсуждению способов профилактики утомления, следует отметить, что каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать в повседневной жизни. Это позволит увеличить период высокой работоспособности и сохранить здоровье детей и взрослых.

 

Старший воспитатель

В.Ю.Набиуллина

Категория: Советы педагогам | Добавил: 278 (06.02.2015) | Автор: Вера Юрьевна Набиуллина
Просмотров: 4029 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]