«Игрушка
в жизни ребёнка»
Игра,
как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и
обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.
Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех
предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми,
надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что
служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга.
Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития
новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, не только купленные
в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки
могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым
педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны
различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки
животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.),
игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка,
иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых),
игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как
самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся
конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка
движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть
маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны
более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.
Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор
игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания
ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он
пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться
возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют
возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги,
игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал
формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно,
чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом
совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой
игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна
смысла.
Дети
четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но
их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом. В этом
возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической
педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки,
халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной
профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу,
бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник,
шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и
медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны
быть свои «мамы» и «папы».
Правильное
руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно
ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако
никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные
игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть
одному, иногда может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя
один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне
подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников
не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие
дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие
предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки –
смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий
уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые
понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из
природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его
счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты
вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно,
создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для
ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности
поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте
её обдумано для своего ребёнка.
|