Многочисленные исследования психологов доказывают:
театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей
дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Синтетическое по
своей природе, оно объединяет средства воздействия литературы, изобразительного
искусства, музыки, танца, мастерство режиссеров и актеров, направляя весь этот
сплав на ребенка - зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот
вид деятельности открывает перед
малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью
детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого
жанра. Эта близость кукольного театра к детской игре и лежит в основе одной из
теорий их возникновения.
Театрализованная деятельность
привлекает детей динамикой действия,
яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и
непродолжительностью действия.
Во второй младшей группе на
занятиях широко используется настольный театр игрушек, картинок; театр на
фланелеграфе.
Воспитатель начинает свою работу с составления плана. Определяет
основные направления деятельности:
развитие речи детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.
Ставятся следующие задачи:
§ развивать
устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
§ обогащать
и активизировать словарь детей;
§ воспитывать
правильное звукопроизношение;
§ учить
детей диалогу;
§ стимулировать
желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика,
жесты, движения, интонация).
Во
второй младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное
отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя
собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная
тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.
Сказки приходят к детям с театром Петрушки,
куклами бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших
дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание
подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.
Чтобы обучение
шло успешно, мы стараемся
предусматривать следующие моменты:
·
положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на
занятиях;
· непосредственно-чувственное ознакомление с
предметами и материалами;
· активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более целеустремленной и
избирательной;
· эмоциональность
общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование
ребенком собственной речи.
Сначала исполнителем всех ролей
становится сама воспитатель. Голос воспитателя, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводит детей в
сказку. Характер персонажей воспитатель выражает голосом, походкой.
Важным
условием успешного применения театрализованных
игр на речевых занятиях является также
речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в
повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.
Используются следующие
игровые приемы: использование
элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется
кто-то, прислушались ... и услышали ...»); имитационные движения с элементами
звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и
лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями
(веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала
(игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).
Если на первых
занятиях дети только слушают и выполняют действия, задания, то на четвертом занятии
дети превращаются из пассивных
слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, дети начинают
вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со
сверстниками. «Я
обращаюсь только к большим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата.
Как они квакают? Сейчас квакают только лягушата (2
раза). Итак, кто
так громко квакает: ква-ква-ква? Кто тихонечко квакает:
ква-ква-ква?»
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу
всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимают занятия с удовольствием, активно участвуют в них.
Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются
коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу
и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально
группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети
изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель
сопереживает вместе с детьми, повторяет
движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая взрослому,
закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.
Принесенные в группу костюмы, шапочки,
маски, атрибуты к сказке делают игру
эмоциональней и искренней.
Использование
на занятиях театрализованной деятельности, как основной формы развития речевых
умений у детей младшего
дошкольного возраста, несомненно увеличивает эффективность развития речи детей. |