Театральное
искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная
игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе
действительность в той самой степени, в какой каждый видит её и в какой
способен выразить.
Какими
же должны быть театральные игры и как можно помочь проявить себя в «детском
театре»?
Потребность
в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два – три
года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за
курочкой – мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек,
маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда
одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе положительный заряд.
Совсем
маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют
разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и
папы понимают, куда и зачем можно привести малыша. В настоящий театр, например,
двух – трёх летних малышей вести ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не
рассчитаны на их возраст, но вот дома показывать ребёнку небольшой
спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние
спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно
вошло телевиденье, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого
общения родителей и детей.
Не
стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для
детей дома. Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней постепенно перейти к небольшим сюжетам.
Если ребёнок ещё маленький, то он просто копирует, как говорит какое-либо
животное, жалеют, кормят. Когда ребёнок подрастает, он уже пытается чему-то
научить свою игрушку, показывает картинки, читает книжки, играет со своей
игрушкой в цирк.
Постепенно
действия игрушек становятся более сложными, все подчиняются заранее обдуманному
замыслу. Теперь можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном
сюжете, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли
определённые действия. Например, сказка «Теремок». Можно купить готовые
комплекты для игр по этой сказке, а можно сделать и самим, привлекая к работе
ребёнка. Полученная постановка после совместной работы получится более
интересной.
Но
игра-драмотизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий
уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в
создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой
деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер
сюжетно-ролевой игры.
В
детском саду или школе не сложно подобрать детей для участия в спектакле. Но
как быть с домашним театром, когда в семье один, два, реже три ребёнка.
Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто
бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным
домашним постановкам. Тем более, что и цель то у них совсем другая, чем в
условиях детского сада или школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя
свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще
войти в контакт.
Дома
можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят,
подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное
вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесёт первые
положительные результаты.
В
театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это
активизирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение
и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителями, дети преодолевают
робость и смущение, мобилизуют своё внимание. Все эти качества положительно
скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать
себя уверенно среди сверстников.
|