«Влияние пальчиковой
гимнастики на умственное развитие ребенка»
Движения пальцев и кистей
рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий
на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с
участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум,
поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.
Японский врач Намиком
Такудзяро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через
них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Массаж
большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж
указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего –
на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии
широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами.
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание
между ладонями восьмигранного карандаша.
Талантами нашей народной
педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Многие
родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают
оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не
только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны
улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую
тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку
координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то,
чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно
держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр
дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности.
Самые простые упражнения:
1. Ф л а ж о к. Четыре
пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена
к себе.
2. О ч к и. Соединить в
кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к
другу, поднести к глазам.
3. Б и н о к л ь. Большой
палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».
4. З а й ч и к.
Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони.
Заяц шевелит ушками.
5. К о з а. Указательный и
мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно
инсценировать рифмованные истории, потешки.
1) Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
(Сжимание
и разжимание пальцев рук.)
2) Водичка, водичка,
Умой мое личико…
(Выполнение
движений в соответствии с текстом.)
3) Полетели птички,
Птички-невелички.
(Пальцы переплетены,
ладони сжаты.)
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.
(Поднимаем
и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)
4) Массаж пальцев.
Мышка мыла мышам лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и
указку –
Смыв с нее и грязь, и
краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был,
наверно.
Безымянный
терла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень
он боялся мыла…
5) Пальчики здороваются:
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком
большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)
6) Зайка и барабан
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам.
(Пальчики
сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к
другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)
7) кольцо
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
(Большой
и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)
Все упражнения делаются в медленном темпе
и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять
упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из
кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую
карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.
|