ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
Для того чтобы ребенок мог по возможности
быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в
семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Большинство родителей стремятся правильно
воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних
семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего
самостоятельно делать не может.
Родители предупреждают каждое его действие,
любую попытку к самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует
мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть
такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким
взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец,
встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании
принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают
воспитатели.
Детский сад является тем педагогическим
учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные
рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к
сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда,
когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой
ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!» Родители не всегда в должной
мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия,
существенно отличающиеся от семейных.
Если в семье на двух-трех взрослых
приходится один-два ребенка, то на одного воспитателя в детском учреждении — 20
и более детей. В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями.
В детском саду воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по
характеру, по требованиям, по тону общения.
Если ребенок дома капризничает, совершает
нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие — наказывают, третьи —
внимательно анализируют причины такого поведения. При этом каждый рад и готов
забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык,
хотя это является закономерным для развития малыша.
В условиях воспитания детей раннего и
среднего возраста в дошкольном учреждении индивидуальный подход к ребенку
обусловливается, с одной стороны, знанием психических и физических его
особенностей, с учетом его, эмоционального настроя в данное время, состояния
здоровья. С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с
программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер
реагирования на поступки ребенка — также важная черта, которая отличает условия
воспитания в семье от условий в детском саду.
Коллектив семьи очень редко насчитывает
более 5—6 человек. В детском саду в группе, как правило, 20—25 и более детей да
еще взрослые. Зачастую ребенок, тем более раннего возраста, не может быстро и
безболезненно принять все эти изменения, особенно если ему не помогают взрослые.
Следовательно, единство требований, приемов и методов воздействия, согласование
тактики введения ребенка в систему общественного воспитания — непременное
условие его благополучной адаптации.
Особое значение при поступлении ребенка в
детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет
жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям, и родители
должны закалять их. С этой целью необходимо обеспечить малышу пребывание на
свежем воздухе в любое время года, проводить гимнастику, учить ребенка выполнять
доступные физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, метания, лазания.
Важное средство закаливания — воздушные
ванны и водные процедуры. Но родители должны проводить их в строгом соответствии
с существующими правилами, в противном случае должный закаливающий эффект не
будет достигнут.
Необходимо уделять внимание и одежде
маленького ребенка. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш легко может
вспотеть, если его излишне кутают, а это ведет к охлаждению организма и
простудным заболеваниям. Слишком легкая одежда, не защищающая от холода, в
которой ребенок зябнет, также может стать причиной заболевания, как и мокрая
обувь. И т.д.
Одним из факторов, который очень важен для
процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят,
едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского
сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно
влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к
происходящему.
Нет необходимости доказывать, какое важное
значение имеет выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, для
состояния его здоровья и спокойного уравновешенного поведения. Привычка к
соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в
детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.
Для самочувствия ребенка в адаптационный
период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые
культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания,
еды и др.). Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание
формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух-трехлетнего
возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на
горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т. п.
Проводя беседы с родителями будущих
воспитанников детского сада, педагог должен обращать их внимание на эту сторону
воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их
последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как
отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного
формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка
и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.
Воспитатель должен и сам помнить, что
воспитание (как и перевоспитание) навыков и привычек требует от взрослых
терпения, настойчивости. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался
от той или иной привычки, ибо такое требование он не в состоянии выполнить. При
поступлении ребенка в детский сад в первое время целесообразно мириться с
некоторыми даже нежелательными привычками. Если, например, малыш привык засыпать
с соской, надо временно эту привычку сохранить.
Вырабатывать у детей
культурно-гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно
усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка
отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит,
станет беспокойным сон, может наступить частое мочеиспускание.
Приемы и методы педагогического
воздействия по отношению к вновь поступившим детям имеют свои отличия. Если им
просто сказать «Идите умываться!», «Давайте играть вместе», они не будут
выполнять эти указания, так как в семье привыкли к индивидуальному обращению и
общих указаний не воспринимают.
Если даже воспитатель обращается
непосредственно к ребенку: «Саша, иди мой ручки», он не всегда может выполнить
указание, так как не знает, где и как это сделать. Взрослому необходимо сначала
показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии в новых
условиях, а затем уже давать соответствующие указания.
И однако главной и основной причиной
затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта
общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в
детское учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и
со сверстниками. Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка
опыт общения не только с близкими, но и другими взрослыми, а также со
сверстниками. Однако практика показывает, что чаще всего родители учат ребенка
играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Воспитатель, методист должны объяснить
родителям, как развивать у детей потребность в общении, познакомить с этапами
развития. Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не
являющимися членами семьи, учить, как обратиться к взрослому, что сказать, как
вежливо попросить что-то и т. п. Например, мать предлагает своему маленькому
сыну, еще не умеющему говорить: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку».
Ребенку, уже владеющему речью, предлагают: «Подойди к тете Лене, дай ручку и
скажи «Здравствуйте» или дают поручение: «Попроси у Вовы машину, скажи «Дай,
пожалуйста, машину» и т. п.
Приучая ребенка к совместным действиям со
взрослыми и детьми, родители словами, мимикой, всеми понятными ему средствами
выражают свое дружественное расположение к тем людям, в общение с которыми хотят
вовлечь малыша, помогают ему преодолеть боязнь, неуверенность. Вместе с ребенком
наблюдают за действиями взрослых и детей, подчеркивая свое одобрительное к ним
отношение.
Расширять круг общения ребенка надо
постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к
себе. Если ребенок в первые минуты теряется, прижимается к матери, не надо
настаивать на том, чтобы он подошел к незнакомому человеку,— пусть сначала
разглядит его. Затем можно найти и интересный повод для общения: втроем
рассматривать игрушку или затеять общую игру.
На основе опыта общения со взрослыми
расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше
привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему пример общения,
научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть
плачущего, не обижать его и т. п.
Для того чтобы ребенок мог общаться с
окружающими взрослыми и детьми, он должен иметь некоторую речевую подготовку,
игровые умения. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и
родителям необходимо обратить на это особое внимание. Для развития у ребенка
навыка общения можно использовать игры-инсценировки: «Как кукла Лена обращается
с просьбой», «Как кукла Лена отдала свою игрушку девочке», «Как кукла Лена
пришла в гости» и т. д. Действия, показанные в играх-инсценировках, следует
закрепить в аналогичных действиях и поступках ребенка.
Научить ребенка вступать в общение со
взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к
поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского
сада с семьей. |