Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
        
Всероссийское общество глухих тел. 227-55-44  skype: kraivog          
 
Четверг
25.04.2024
15:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 278
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »



Меню сайта

Категории раздела
Методические рекомендации родителям [1]
Методические рекомендации педагогам [9]

Мини-чат

Наш опрос
В каком возрасте отдавать ребёнка в сад,не травмируя его психику?
Всего ответов: 222

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методические рекомендации » Методические рекомендации педагогам

Методичка - Общие указания к наблюдению занятий. Советы к просмотру и анализу занятий в группах детей раннего возраста.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ


При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Наблюдая за работой воспитателя, важно отметить наличие контакта с детьми, проявление заинтересованности в их успехах, доброжелательного к ним отношения, такта. Особое внимание необходимо обратить на речь воспитателя (говорит ли он грамотно, доступно, эмоционально).
Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3—5 мин.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
Центральным объектом внимания заведующего являются дети, их поведение в начале и в ходе занятия. Он отмечает, выполняют ли дети правила поведения на занятиях, во время которых они должны сидеть прямо, не отвлекаться, внимательно слушать воспитателя и товарищей, отвечать только по просьбе воспитателя; при ответе вставать, если нужно, подходить к столу; рассказывая по картине, пользоваться указкой. Старшие дети должны уметь быстро подготавливать свое рабочее место, приносить необходимый материал (краски, воду, пластилин и т. д.), работать в нужном темпе.
Главное внимание необходимо обратить на усвоение детьми программного материала, на качество их знаний, уровень развития речевых, ручных и двигательных умений и навыков. Наблюдая занятие, важно отметить, как работают отдельные дети, установить причины затруднений, возникших при выполнении некоторых заданий. Заведующий фиксирует факты, на основании которых затем делает выводы об усвоении детьми знаний, о сформированности умений и навыков.
Заведующие малокомплектными детскими садами (где в одной группе воспитываются дети разного возраста) должны также дополнительно выяснить, какова организация возрастных нодгрупп (где и как размещена младшая и старшая подгруппы, как подгруппы начали работать — одновременно или нет, какая подгруппа начала заниматься раньше) и длительности занятия для каждой возрастной подгруппы; что делали младшие дети по окончании занятия и как они себя вели в то время, когда старшие еще продолжали работать; какими приемами воспитатель обеспечивал активную деятельность всех детей, сумел ли он распределить свое внимание между двумя-тремя подгруппами, видел ли деятельность каждого ребенка; воспитана ли у детей сосредоточенность, самостоятельность.
Чем больше увидел и запомнил заведующий, тем глубже он сможет проанализировать занятие, его положительные стороны и недостатки, тем убедительнее будут выводы.
Нужно ли во время наблюдения вести записи и по какой схеме? Записи полезны для того, чтобы зафиксировать увиденное, свои мысли по поводу наблюдаемого, чтобы отметить положительные или отрицательные факты. Записи помогают доказать, обосновать выводы при анализе занятия. Что же касается того, как записывать, то это вопрос не принципиальный: каждый может записывать так, как ему удобно.
Наблюдать и собирать факты — это первая половина дела, вторая — проанализировать эти факты и сделать обоснованные выводы о достижениях и недостатках педагогического процесса. На практике иногда бывает так: заведующий анализирует работу воспитателя и делает выводы, но не подтверждает их конкретными фактами, убедительными примерами. В таких случаях выводы могут показаться случайными, субъективными. Бывает и по-другому: заведующий внимательно наблюдал, заметил и запомнил много фактов, но не проанализировал эти факты, не обобщил их, поэтому выводы и рекомендации воспитателю будут носить рецептурный характер. Следовательно, заведующий должен вырабатывать умение наблюдать, видеть факты, а также анализировать их, обобщать.
Чтобы проанализировать занятие, нужно рассмотреть: 1) организацию занятия; 2) программное содержание; 3) методику проведения занятия и 4) его результаты (т. е. знания, умения, навыки, поведение детей к моменту проверки).
 

СОВЕТЫ К ПРОСМОТРУ И АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Общими указаниями к наблюдению занятий нужно руководствоваться и при анализе занятий в группах детей раннего возраста, но вместе с тем контроль за состоянием обучения в этих группах имеет свою специфику.
Планируя посещение группы детей раннего возраста, заведующий прежде всего должен учесть те трудности, которые могут возникнуть при проведении занятий. Например, в перво группе детей раннего возраста, где занятия проводятся преимущественно индивидуально, воспитателю бывает трудно в начале занятий с подгруппкой детей от 9—10 мес. до 1 года. Во второй группе детей раннего возраста трудности возникают также при занятиях с подгруппками детей и использовании элементов наглядно-действенного обучения. В первой младшей группе детского сада требуют внимания вновь вводимые занятия по конструированию и изобразительной деятельности, а также возможная смена места занятия, например, проведение музыкальных и физкультурных занятий не в группе, а в зале.
Для оказания помощи воспитателям групп детей раннего возраста в методическом кабинете детского сада обычно имеется примерный перечень занятий каждого вида на год и рекомендации к их проведению. Перед просмотром занятия заведующий, знакомясь с его планом, выясняет, соответствует ли оно программе, связано ли с предыдущими занятиями, учел ли воспитатель имеющиеся рекомендации.
Активность детей на занятии повышается постепенно. Поэтому важно обратить внимание на то, как воспитатель подготавливает малышей к предстоящему занятию, есть ли у него контакт с детьми, особенно с застенчивыми, старается ли он оживить в памяти малышей то интересное, что было на прошлом занятии, насколько эмоциональна речь воспитателя.
Следует обратить внимание, как занятие в целом и его части используются для развития речи и самостоятельности детей, насколько умело воспитатель применяет наглядно-действенное обучение, достигает ли с помощью игровых приемов обучающих результатов или только развлекает ими детей. 

Категория: Методические рекомендации педагогам | Добавил: 278 (26.08.2016)
Просмотров: 2243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]