Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
        
Всероссийское общество глухих тел. 227-55-44  skype: kraivog          
 
Суббота
27.04.2024
05:30
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 278
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »



Меню сайта

Категории раздела
Методические рекомендации родителям [1]
Методические рекомендации педагогам [9]

Мини-чат

Наш опрос
В каком возрасте отдавать ребёнка в сад,не травмируя его психику?
Всего ответов: 222

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методические рекомендации » Методические рекомендации педагогам

Тренинг профессионального самосознания педагога

Ход работы:

Упражнение1. «Приветствие». Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. Участникам предлагается поприветствовать друг друга необычным способом: пусть руки поприветствуют руки на которых надеты кольца; пусть поздороваются ноги, обутые в чёрную обувь; пусть приветствуются колени, на которых надеты колготки и т.д.

 

Упражнение 2.«Кто я?». Цель: помочь вам в развитии самоосознания и выявлении своего настоящего я. Участникам предлагается написать в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответить на вопрос «Кто я?»; т.е. оценить себя с точки зрения личностного самоопределения и самопредставления. Это могут быть образы, качества, аллегории и т.п. После этого написания участникам предлагается начертить таблицу:

Телесное «Я»

Эмоциональное «Я»

Интеллектуальное «Я»

Социальное «Я»

 

и разнести свои представления о себе по столбикам, какое определение больше подходит к предложенным «Я». А теперь пусть каждый посмотрит, в каком из столбцов получилось больше ваших самоопределений. Это и будет ваше определение «Кто я?», т.е. какого начала больше в вас.

 

Упражнение 3. "В светлом луче". Цель: снижение внутренней напряженности на начальной стадии стресса, поможет справиться с состоянием одиночества и непонимания. Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вокруг вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области рта, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете себя свободным, уверенным в себе и спокойным. Важно найти время для выполнения тех или иных упражнений, посвятить своему здоровью определенное количество времени.

 

Упражнение4. Цель: помочь участникам понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны. «Проекты». Группа делится на две подгруппы: в одну собираются оптимисты (каковыми они сами себя считают), в другую – пессимисты. Хорошо если есть возможность развести эти подгруппы в разные комнаты. Каждая группа получает задание - в течение 10 минут составить какой-нибудь творческий продукт (песня, рисунок, стихотворение, пантомима), прославляющий отношение к жизни и работе, которое характеризует их группу (оптимизм или пессимизм).

Когда группы собираются вместе, каждый представляет свой проект и затем идет коллективное обсуждение. Здесь можно поднять вопросы: «Довольны ли вы были оказаться именно в этой подгруппе? Как вы себя чувствовали при подготовке к заданию? Быстро ли вы нашли решение?» и т.д.

 

Упражнение 5.«Дайте слово подсознанию». Цель: Повышение уровня самооценки и самозначимости. Научиться распределять своё внимание на других с учётом собственных потребностей и чувств. Инструкция: расположитесь поудобнее и расслабьтесь. Закройте глаза и смотрите.

Представьте, что вы гуляете по лесу. Опишите, какой это лес. Светит ли солнце? Идете ли вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь? Вы идете дальше и видите перед собой гору. Какая она? Что вы делаете возле горы? Вы идете дальше, и в траве видите ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдете мимо? Обрадовала вас находка? Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан? Вам нужно перелезть через забор. Как вы это проделаете? Легко ли будете преодолевать препятствие? Вы идете дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь ее вырыл? Вы выходите на берег реки. Представьте ее себе очень отчетливо: какая там вода, скорость течения, дно, есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег? Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т.п.)? На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит... вам. Из чего сделана табличка и что на ней написано? Вы открыли двери и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие? Назовите и опишите их. Вы поднимаетесь на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?

 

Интерпретация результатов:

Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на взрослой жизни.

Гора – символическое отражение уровня ваших притязаний. Чем выше гора, тем больше ваш уровень притязаний. Здесь главное вернуться к своему воображению и вспомнить, высоту своей горы и как вы ее преодолевали. Если вы стояли возле и смотрели, то и в жизни прилагаете мало усилий, чтобы достичь своей мечты. Если вы карабкались на нее, то и в жизни вы добиваетесь всего своим упорством и трудом.

Ключ – ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.

Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой у вас забор – символическая изгородь или Великая Китайская стена.

Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если смело полезли в нору – вы безрассудный человек или чересчур любознательный.

Река – олицетворение течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представился поток, насколько чиста в нем вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.

Дом – это вы сами. Насколько вам нравится там, настолько же хорошо вам с самим собой.

Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя отчество, у других – все регалии и заслуги, у кого-то сбоку мелом нацарапаны только инициалы). Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные для вас аспекты жизни. Там, где вам нравится, - все хорошо, если в какой-то комнате беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.

Кстати... то, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особых страхов (воды или высоты), то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении, откуда ни возьмись, появился помощник, материализовался мост или лодка, значит, вы мало рассчитываете на себя.

 

Упражнение 6. «Отдых у моря». Цель: упражнение на расслабление

Инструкция. Сядьте уютно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточимся на своих ощущениях. А теперь попытаемся воссоздать в своем воображении целостную картину, целостный образ. Представьте себе пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме. С наслаждением вытягиваетесь на песке... Смотрите в море. Видите головы купающихся... Рассмотрим лучше линию горизонта. Что там появилось? Всматриваемся внимательно... Что происходит вокруг, на берегу?.. Солнце палит, приходится переворачиваться с боку на бок. Хочется искупаться... Входим в воду... Чувствуем ее прикосновение... Какая она?..

Образы уходят. Сосредоточьте свое внимание на своем теле. Сожмите руки. Откройте глаза.

 

Упражнение 7. "Проблема". Цель: достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к любой проблеме, снижается тревожность и паника. Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране или в зеркале). Включите в "картинку" своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая на него соседей по площадке, по подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар – с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система – одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской – вы в состоянии успешно ее решить.

Завершение занятия. Участники по кругу передают сувенирное «дерево жизни» с пожеланиями всем присутствующим.

 

Категория: Методические рекомендации педагогам | Добавил: elenachoman (04.09.2019) | Автор: Елена Черкасова
Просмотров: 1270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]