«Формирование у детей основ безопасного образа жизни»
«Формирование у детей основ безопасного образа жизни»
Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей, инспектора дорожно-транспортной службы. Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека. Формирование у дошкольников культуры поведения на улице и в транспорте тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения. Ребенок должен осознавать понятия «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади», «по ходу движения», правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов: «быстро», «медленно», «поворачивает», «останавливается». Кроме того, необходимо помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей с опорой на произведения детской художественной литературы, картины, пособия, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, в ходе которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять полученные знания на практике. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы следующие интегративные качества личности, выражающиеся в итоговых результатах освоения Программы: ·Интегративное качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения». Это означает, что дети соблюдают правила на улице (дорожные правила), в транспорте; ·Интегрированное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной области «Безопасность», что предполагает: - дети соблюдают элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, дорожного движения; - различают и называют специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), обьясняют их назначение; - понимают значение сигналов светофора; - узнают и называют дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»; - различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра». В рамках образовательной области «Социализация» Предполагаются следующие итоговые результаты: - самостоятельно отбирают или придумывают разнообразные сюжеты игр; - моделируют предметно-игровую среду. В рамках образовательной области «Коммуникация»: - владеют конструктивными способами взаимодействия; - способны изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации. На специальных автоплощадках детских садов, игровых пространствах, включающих перекрестки нескольких типов, образуемых примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами, с помощью игровых транспортных средств (педальные машины, велосипеды, самокаты) в специально организованной образовательной деятельности дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения.
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.