«Интеграция разных видов творческой деятельности»
Актуальность
данной темы определяется тем, что интеграция разных видов детской творческой
деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию
окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному
и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию его
(окружающего) на основе деятельностного подхода.
Но что собственно понимается под
«интеграцией»? Современная педагогическая наука определяет интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения
различных разделов образования детей, и, как следствие, призывает охватывать
интеграцией все виды детской деятельности. Отсюда сделаем вывод, что интеграция
– это одна из стержневых структур целостного качественного современного
образования.
Основной механизм интеграции творческих видов
деятельности состоит в формировании обобщенного художественного образа мира,
который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм,
голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д. Чем
большее количество рецепторов ребенка получает информацию об объекте, чем более
эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных
связей, которые делают детские образы более объемными и устойчивыми.
Получив о предмете или явлении знания из
разных областей, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки
ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе
других свойств и связей этого предмета, что является основой обобщения. Благодаря
последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с
использованием основных анализаторов ( ребенок видит, слышит, чувствует), он
легок переориентируется с одного свойства на другое. Творческая деятельность
позволяет обобщенные образы выражать в художественной, эмоционально наполненной
форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).
Интеграция творческих видов деятельности
детей должна происходить при непосредственной ведущей роли взрослого (педагога или
родителя) как носителя социокультурных ценностей. Ключевым звеном в успешной
реализации интеграции в условиях
дошкольного учреждения считается методический аспект: организацию работы
всего педагогического коллектива таким образом, чтобы интеграционная
деятельность органично встраивалась в жизнедеятельность детско-взрослого
сообщества, сохраняя и поддерживая целостность образовательного процесса.
В сфере художественно-эстетического
развития детей таким звеном является организация работы педагогов разной
направленности на основе единства содержательного и деятельностного
пространства процесса интеграции, направленного на создание целостного
обобщенного художественного образа, реализуемого в общем социально-значимом
продукте (интегрированное занятие, коллективная работа, создание мини-музея в
группе, спектакль для родителей или младших детей и т.п.). При правильной
организации процесса интеграции разные
виды творческой деятельности инициируют
друг друга: один вид детской деятельности становится продолжением или
дополнением другого. Например, при создании художественного образа Жар-птицы
дети, прослушав музыкальные и литературные произведения, по желанию могут передать полученные впечатления в
хореографических миниатюрах и импровизациях, в составлении творческих
рассказов. Посетив художественный музей, воспитанники создают творческие
работы, которые ложатся в основу выставки «Образ сказочной птицы в творчестве
русских художников». Результатом многоплановых усилий является коллективное творчество детей с
использованием разных выразительных средств для создания образа Жар-птицы на
интегрированном занятии с последующей презентацией работ, созданными детьми.
У всех участников интеграции (детей и
взрослых), вовлеченных в единое содержательное пространство разными видами
творческой деятельности, направленных на получение и амплификацию целостного
художественного образа специфическими выразительными средствами, появляется
возможность творческой самореализации и повышается мотивация на получение
общего продукта в результате совместное работы.
Основная цель интеграции разных видов
детской творческой деятельности – повышение уровня художественно-эстетического
развития дошкольников, наиболее полное раскрытие их творческого потенциала и, в
конечном счете, развитие личности каждого ребенка. Необходимые для реализации
этой цели условия – использование кадрового потенциала и
материально-технических ресурсов.
Кадровый потенциал должен позволять
интегрировать разные виды искусства и детской творческой деятельности. Для
этого в тесном взаимодействии работают
музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования (изобразительная
деятельность и основы хореографии); реализуется система работы по музейной
педагогике.
Специалисты художественно-эстетического
цикла совместно с воспитателями возрастных групп определяют одну или несколько
тем, по которым ведется углубленная работа в течение учебного года. Во
взаимодействии с воспитателями педагоги эстетического цикла разрабатывают и
апробируют систему интегрированных занятий ( следует отметить, что в данном
случае и далее под словом «занятие»
подразумевается организация совместной образовательной деятельности педагогов с
детьми) и реализуют масштабные творческие проекты, к участию в которых привлекаются
родители воспитанников.
Формами
интегрированной работы в области художественно-эстетического развития ребенка
являются интегрированные занятия и творческие проекты, культурно-досуговые
мероприятия. Например,
интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Образ
сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов»
являет собой своеобразное подведение итогов многоплановой работы по теме «Образ
сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов».
Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и
музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в результатах
продуктивной деятельности дает возможность педагогам эстетического цикла
создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных
видов детской творческой деятельности на занятии позволит детям реализовать
свои творческие потребности в создании хореографических миниатюр,
изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на
музыкальных инструментах, словотворчестве.
Как пример творческого проекта представлю фольклорно-игровое действо для
детей старшего дошкольного возраста «Мы дети твои, Россия!» Этот проект –
результат интеграции разных видов
детской творческой деятельности. Материнский фольклор, который лежит в
основе сценария, помогает педагогам через деятельностный подход воспитывать у
детей любовь к родному краю, к русским традициями и обычаям. В процессе
реализации проекта складывается детско-взрослое сообществе, т.к. в
представлении принимают участие младшие, старшие дошкольники и взрослые.
Предварительная
работа, т.е. составляющая проекта:
1
этап: Посещение детьми музея (как один из вариантов – Музей
декоративно-прикладного искусства).
2
этап:
Изобразительная
деятельность: знакомство с народными промыслами и
техниками росписи, создание игрушек в народном стиле для музея детского сада.
Музыкальные занятия: изучение музыкального фольклора, разучивание
песен, потешек, народных игр.
Занятия по хореографии:
знакомство с танцами различных регионов
России, разучивание и постановка хореографических номеров.
3
этап: Интегрированное занятие «Город мастеров».
Ну
а культурно-досуговая
деятельность органично включает в себя все виды детской творческой деятельности,
и является благодатным полем для сотрудничества всех педагогов дошкольного
образовательного учреждения.
Несколько подробнее остановлюсь на интеграции
разных видов детской деятельности на основе фольклора.
Общеизвестно, что фольклор – неисчерпаемый
источник национальной культуры, который по своей природе близок и понятен
любому человеку, потому что заложен в нашей генетической памяти. Мудрость и
простота фольклора – благодатнейшая почва для становления личности ребенка и
его дальнейшего развития. Фольклор – явление синтетическое, включающее в себя
богатство художественных и бытовых видов деятельности. В нем неразрывно связаны
музыка, слово и движение. Одна из основных особенностей фольклора – его природная
интегративность, позволяющая объединить различные элементы образовательного
процесса, где естественно переплетаются: развитие речи, изобразительная
деятельность, хореография, ознакомление с окружающим миром и миром социальных
отношений. В соединении этих элементов – большая сила воздействия на личность
ребенка, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения им различных видов
искусств. Фольклор способствует развитию творческой деятельности, импровизации,
позволяет полнее раскрыться личности ребенка, что служит базой для развития не
только творческой, но и талантливой личности.
Интегрированные формы работы с детьми
позволяют систематизировать и обобщать знания детей, активизировать их
творческий потенциал и пополнять социально-личностный ресурс каждого ребенка. Фольклор как раз
является наиболее органичной для ребенка формой формирования целостного и
гуманного мировосприятия и мировоззрения.
Итак, подведем итог:
В процессе интеграции разных видов
искусства и творческой деятельности дети получают возможность глубокого и
многостороннего ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой
творческий потенциал в различных видах деятельности; возрастает уровень
социальной и творческой активности воспитанников, что находит выражение в
участии в выставках и конкурсах разного уровня.
В свою очередь, педагоги, использующие в
образовательном процессе интегративный подход, получают возможность творческой
самореализации и профессионального роста. Подготовка интегрированных занятий
требует от педагогов детального изучения и отбора материала, что способствует
расширению их кругозора, определению перспектив самообразования. Продуктивное
сотрудничество педагогов в процессе подготовки интегрированных занятия и
творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного
процесса.
|