Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
        
Всероссийское общество глухих тел. 227-55-44  skype: kraivog          
 
Четверг
28.03.2024
17:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 278
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »



Меню сайта

Категории раздела
Советы педагогам [25]

Мини-чат

Наш опрос
В каком возрасте отдавать ребёнка в сад,не травмируя его психику?
Всего ответов: 222

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы педагогам » Советы педагогам

«Интеграция разных видов творческой деятельности»

«Интеграция разных видов творческой деятельности»

Актуальность данной темы определяется тем, что интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию его (окружающего) на основе деятельностного подхода.

       Но что собственно понимается под «интеграцией»? Современная педагогическая наука определяет интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей, и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности. Отсюда сделаем вывод, что интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования.

      Основной механизм интеграции творческих видов деятельности состоит в формировании обобщенного художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребенка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объемными и устойчивыми.

     Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей этого предмета, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов ( ребенок видит, слышит, чувствует), он легок переориентируется с одного свойства на другое. Творческая деятельность позволяет обобщенные образы выражать в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).

       Интеграция творческих видов деятельности детей должна происходить при непосредственной ведущей роли взрослого (педагога или родителя) как носителя социокультурных ценностей. Ключевым звеном в успешной реализации интеграции в условиях  дошкольного учреждения считается методический аспект: организацию работы всего педагогического коллектива таким образом, чтобы интеграционная деятельность органично встраивалась в жизнедеятельность детско-взрослого сообщества, сохраняя и поддерживая целостность образовательного процесса.

     В сфере художественно-эстетического развития детей таким звеном является организация работы педагогов разной направленности на основе единства содержательного и деятельностного пространства процесса интеграции, направленного на создание целостного обобщенного художественного образа, реализуемого в общем социально-значимом продукте (интегрированное занятие, коллективная работа, создание мини-музея в группе, спектакль для родителей или младших детей и т.п.). При правильной организации процесса  интеграции разные виды творческой деятельности  инициируют друг друга: один вид детской деятельности становится продолжением или дополнением другого. Например, при создании художественного образа Жар-птицы дети, прослушав музыкальные и литературные произведения, по желанию  могут передать полученные впечатления в хореографических миниатюрах и импровизациях, в составлении творческих рассказов. Посетив художественный музей, воспитанники создают творческие работы, которые ложатся в основу выставки «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников». Результатом многоплановых усилий является  коллективное творчество детей с использованием разных выразительных средств для создания образа Жар-птицы на интегрированном занятии с последующей презентацией работ, созданными детьми.

     У всех участников интеграции (детей и взрослых), вовлеченных в единое содержательное пространство разными видами творческой деятельности, направленных на получение и амплификацию целостного художественного образа специфическими выразительными средствами, появляется возможность творческой самореализации и повышается мотивация на получение общего продукта в результате совместное работы.

      Основная цель интеграции разных видов детской творческой деятельности – повышение уровня художественно-эстетического развития дошкольников, наиболее полное раскрытие их творческого потенциала и, в конечном счете, развитие личности каждого ребенка. Необходимые для реализации этой цели условия – использование кадрового потенциала и материально-технических ресурсов.

     Кадровый потенциал должен позволять интегрировать разные виды искусства и детской творческой деятельности. Для этого в тесном взаимодействии  работают музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования (изобразительная деятельность и основы хореографии); реализуется система работы по музейной педагогике.

     Специалисты художественно-эстетического цикла совместно с воспитателями возрастных групп определяют одну или несколько тем, по которым ведется углубленная работа в течение учебного года. Во взаимодействии с воспитателями педагоги эстетического цикла разрабатывают и апробируют систему интегрированных занятий ( следует отметить, что в данном случае и далее  под словом «занятие» подразумевается организация совместной образовательной деятельности педагогов с детьми) и реализуют масштабные творческие проекты, к участию в которых привлекаются родители воспитанников.

Формами интегрированной работы в области художественно-эстетического развития ребенка являются интегрированные занятия и творческие проекты, культурно-досуговые мероприятия. Например, интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов» являет собой своеобразное подведение итогов многоплановой работы по теме «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов». Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в результатах продуктивной деятельности дает возможность педагогам эстетического цикла создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных видов детской творческой деятельности на занятии позволит детям реализовать свои творческие потребности в создании хореографических миниатюр, изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на музыкальных инструментах, словотворчестве.

       Как пример творческого проекта  представлю фольклорно-игровое действо для детей старшего дошкольного возраста «Мы дети твои, Россия!» Этот проект – результат интеграции разных видов  детской творческой деятельности. Материнский фольклор, который лежит в основе сценария, помогает педагогам через деятельностный подход воспитывать у детей любовь к родному краю, к русским традициями и обычаям. В процессе реализации проекта складывается детско-взрослое сообществе, т.к. в представлении принимают участие младшие, старшие дошкольники и взрослые.

Предварительная работа, т.е. составляющая проекта:

1 этап: Посещение детьми музея (как один из вариантов – Музей декоративно-прикладного искусства).

2 этап:

Изобразительная деятельность: знакомство с народными промыслами и техниками росписи, создание игрушек в народном стиле для музея детского сада.

Музыкальные занятия:  изучение музыкального фольклора, разучивание песен, потешек, народных игр.

Занятия по хореографии:  знакомство с танцами различных регионов России, разучивание и постановка хореографических номеров.

3 этап: Интегрированное занятие «Город мастеров».

Ну а культурно-досуговая деятельность органично включает в себя все виды детской творческой деятельности, и является благодатным полем для сотрудничества всех педагогов дошкольного образовательного учреждения.

      Несколько подробнее остановлюсь на интеграции разных видов детской деятельности на основе фольклора.

     Общеизвестно, что фольклор – неисчерпаемый источник национальной культуры, который по своей природе близок и понятен любому человеку, потому что заложен в нашей генетической памяти. Мудрость и простота фольклора – благодатнейшая почва для становления личности ребенка и его дальнейшего развития. Фольклор – явление синтетическое, включающее в себя богатство художественных и бытовых видов деятельности. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Одна из основных особенностей фольклора – его природная интегративность, позволяющая объединить различные элементы образовательного процесса, где естественно переплетаются: развитие речи, изобразительная деятельность, хореография, ознакомление с окружающим миром и миром социальных отношений. В соединении этих элементов – большая сила воздействия на личность ребенка, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения им различных видов искусств. Фольклор способствует развитию творческой деятельности, импровизации, позволяет полнее раскрыться личности ребенка, что служит базой для развития не только творческой, но и талантливой личности.

     Интегрированные формы работы с детьми позволяют систематизировать и обобщать знания детей, активизировать их творческий потенциал и пополнять социально-личностный  ресурс каждого ребенка. Фольклор как раз является наиболее органичной для ребенка формой формирования целостного и гуманного мировосприятия и мировоззрения.

      Итак, подведем итог:

       В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают возможность глубокого и многостороннего ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности; возрастает уровень социальной и творческой активности воспитанников, что находит выражение в участии в выставках и конкурсах разного уровня.

    В свою очередь, педагоги, использующие в образовательном процессе интегративный подход, получают возможность творческой самореализации и профессионального роста. Подготовка интегрированных занятий требует от педагогов детального изучения и отбора материала, что способствует расширению их кругозора, определению перспектив самообразования. Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе подготовки интегрированных занятия и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного процесса.

Категория: Советы педагогам | Добавил: 278 (21.05.2013) | Автор: Старший воспитатель Набиуллина Вера
Просмотров: 9952 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]