Детский фольклор, как часть фольклора, представляет
собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди
детей и исполняемые детьми для себя. В основном, это малые жанры фольклора, то
есть небольшие по объему фольклорные произведения. Такие народные произведения
входят в жизнь ребенка рано, задолго до овладения речью.
Фольклор и
адаптация детей
Одной из
основных задач деятельности педагога младшей группы является создание
благоприятной обстановки для адаптации малышей в ДОУ. Для этого ему необходимо наладить устойчивое
эмоционально-положительное самочувствие и активность каждого ребенка и установить добрые отношения в группе. Доверие
и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и
развития ребенка в детском саду. В течение дня воспитатель должен к каждому
ребенку проявить доброе отношение (приласкать, погладить, назвать ласково,
отметить предмет одежды). Ощутив любовь воспитателя, малыш становится более
эмоциональным и общительным. Одной из форм для благоприятной адаптации детей
является фольклор, который используется во всех видах деятельности.
Проблема
адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в
наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников.
Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной
стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При
поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из
знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так
незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые
требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение –
все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате
нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть
с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас
переходящими в хронические. Именно поэтому важно, насколько быстро и менее
болезненно пройдет процесс адаптации для нового воспитанника детского сада.
Ведь от этого зависит, насколько благополучным будет состояние ребенка и его
здоровье.
Один из
ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М.
Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник,
собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево,
стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря
на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживается. Дети, которые первый
раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно
испытывают потребность в любви и поддержке.
В связи с
этим воспитателям ДОУ предлагается использовать
систему, разработанную с учётом ФГТ, по адаптации детей, поступивших в
детский сад. Основной целью данной системы является ранняя социализация детей,
позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду. Но сначала следует
разобраться в принципах этой системы. Малыш уже многое умеет делать сам, а еще
большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому перед воспитателями
встают основные задачи адаптационного
периода:
- охрана психического и физического здоровья детей;
- формирование способов общения со взрослыми и
сверстниками;
- установление контакта с родителями, с целью
полноценного развития ребенка.
Для решения поставленных задач прибегаем к
помощи устного народного творчества. Следует отметить, что особенно чётко
проявляется взаимосвязь фольклора и природы. Природа полна необыкновенных
чудес. Выходя на прогулку на участок, воспитатель обращает внимание детей на погоду:
«Сегодня греет солнышко – тепло, дует ветер – холодно», и сопровождает
наблюдение соответствующими потешками. На прогулке отгадываются загадки о животных, птицах. Каждая игра, наблюдение, сопровождаются каким- либо стишком или песенкой.
При знакомстве с объектами неживой природы малышам предоставляется максимум
разумной свободы действий. Происходит знакомство детей с трудом в природе, с
каким стараньем и любовью трудятся люди, тем самым воспитывается чувство
уважения к труду, при этом все действия сопровождаются подходящими случаю
видами устного народного творчества.
В течение
дня воспитатель находит время, чтобы доставить детям радость, выполняя
физические упражнения: потянулись как
кошечка, позевали, повалялись как неваляшки, поползли как змейка, без помощи
рук и др. Упражнения сопровождаются
исполнением стишков или песенок. Родителям предлагаются рекомендации по проведению
различных действий в домашних условиях, сопровождаемых чтением следующими потешек:
При
умывании:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
При
расчесывании волос:
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Во время
еды:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При выходе
на прогулку:
1, 2, 3, 4, 5, собираемся гулять!
На прогулке:
-Жук, жук, где твой дом?
-Мой дом под кустом.
Перед сном:
Баю-баю- баиньки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Мою детку усыплять.
После сна:
Солнышко встает, на зарядку всех зовет.
Таким образом, использование воспитателем в
своей деятельности устного народного творчества
позволяет ребенку почувствовать
себя уверенней, благополучно
адаптироваться к новым условиям жизни, быстрее привыкнуть к новой обстановке
и охотно посещать детский сад.
Работая в
системе, с учетом ФГТ, и в совместной деятельности с родителями, воспитатель создает условия
для благоприятного протекания адаптационного периода маленького
воспитанника детского сада.
|